Я мыслю, следовательно... хотя до следовательно ещё рано. Что вообще такое "я мыслю". Очевидно, мысление есть некий процесс, происходящий в наших головах.. хотя это всё-таки у кого как, но не суть. А вот в чём суть самого этого процесса? Что он из себя представляет, ну или хотя бы может представлять чисто гипотетически?
Обратимся к эволюции, ибо именно ей мы всем обязаны (что тоже спорно, но не будем останавливаться на таких мелочах). Итак, в ходе эволюции, или другими словами, естественного отбора, постоянно происходит соревнование между видами "кто лучше адаптируется" к текущим условиям окружающей среды. Это жестокие состязания, т.к. проигравшие навсегда уходят в небытие. И что мы имеем на сегодняшний день в результате этой долгой борьбы? А сегодня мы имеем вид, наделённый максимальным адаптационным потенциалом за всю историю планеты, т.е. человечество. При этом надо отметить, что физические данные человека весьма заурядны, весь этот огромный потенциал сконцентрирован лишь в его мозге. Так, запомнили, теперь возвращаемся к теме разговора.
Роль мозга определили. С другой стороны более/менее известно, что мозг представляет собой сеть нейронных клеток, которые сами по себе относительно просты, но являясь элементами сети способны выполнять задачи гигантской сложности.
Каждая сеть, кроме своих элементов характеризуется также связями этих элементов друг с другом. Связи эти, скорее всего, случайны и статистичны, и во всяком случае не определены раз и навсегда. Информация в сеть поступает от нервных окончаний, зрительных, слуховых и пр., которые уже тяготеют к определённым частям мозга, как некой субстанции. Таким образом, в самой сети как целом происходит формирование центров (зрительного, речевого), в которых "данные проходят предварительную обработку". И когда мы видим какой-то предмет, то данные о нём поступают в сеть, и формируют в ней связи между отдельными нейронами. Когда мы видим другой предмет, то он порождает другие связи, и очень важно, что все они существуют "внутри одного объёма", т.е. активно переплетаются друг с другом (если предметы похожи), вытесняют друг друга (когда мы забываем что-либо), отпечатываются тем сильнее, чем сильнее ощущения и чем из больших источников они получены (для лучшего освоения материала надо почитать, пощупать, попробовать сделать самому).
И теперь самое важное, к чему я веду всё это время. Итак, есть два предмета, и каждый порождает свои связи, пусть изначально совершенно различные, пусть даже в различных физических областях мозга. Но потом мы понимаем, что предметы-то похожи, что у них есть общие черты, и что они вообще есть проявления одной сущности! В этот момент образовавшиеся связи уже настолько переплетены друг с другом, что мы просто не в состоянии мыслить о каждом из этих предметов по отдельности!!!
Но что произошло между этими двумя крайними точками?! А между этими точками мы размышляли, используя какие-то дополнительные данные, опыты или просто более внимательно разглядывая и сопоставляя, т.е. мы мыслили! И что же произошло в результате? А в результате связи между нейронами "адаптировались" так, что представляют собой уже нечто целое и абсолютно неразрывное!!
Таким образом, процесс мышления в сущности есть процесс адаптации мозга, процесс адаптации связей между нейронами и приведение их к такому виду, чтобы все полученные данные укладывались в голове! Можно называть это смекалкой, аналитикой или ещё чем, но очевидно одно - тот человек побеждает, который способен выявить правильные взаимосвязи, построить правильную картину мира (слово "правильный" стоит воспринимать в относительном смысле). А в сущности, всё это лишь адаптация, и потенциал её не просто огромен... он ужасно огромен!!!
P.S. по мотивам рассказа Станислава Лема "Сумма технологий".
Выражаю искреннюю благодарность Алёне Ч. за сопоставление вышеизложенного с правилами русского языка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий